Тема Метод проектов — как инструмент «прогрессивного воспитания»

Одним из ведущих методов современной педагогики является метод проектов, Обучение через применение проектной деятельности предусматривает такое осуществление учебного процесса, при котором на каждом этапе образования одновременно формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуальных качеств личности.  При использовании проектной деятельности проявляются во всей полноте такие процессы, как мышление, представление, восприятие и память «Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел». К.Е. Тимирязев

Сегодняшние подростки отличаются своей рациональностью, они четко хотят понимать, зачем им нужно то или иное знание, что дает, где может пригодиться. Имея доступ к информации через Интернет, им скучно просто впитывать знания, новое поколение требует новых методов обучения. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больше конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, а вооружить его такими универсальными способами действий, которые помогут ему развиваться и самосовершенствоваться в непрерывного меняющемся обществе. Этому и способствуют активные и интерактивные педагогические технологии такие как   метод проектов.    Сущность метода проекта как нельзя лучше отражают слова Конфуция: Скажи мне — и я забуду. Покажи мне — и я запомню. Вовлеки меня — и я научусь.

Пристальное внимание к методу проектов во всём мире обусловлено запросами общества на грамотного, компетентного специалиста и сотрудника, который способен не только адаптироваться к сегодняшней быстро меняющейся действительности, но и уметь решать возникающие перед ним проблемы и брать на себя ответственность за принятые решения.  Сегодня метод проектов позволяет найти баланс между академическими знаниями и необходимыми для жизни умениями. Несмотря на это, до настоящего времени нет однозначного понимания сущности этого метода. Поэтому под проектом в педагогической практике понимают самые разные виды деятельности. Неоднозначное толкование данного понятия снижает эффективность использования проектной деятельности в обучении, а необходимый опыт педагогами еще не наработан.

В своей работе я стараюсь применять разные технологии обучения, как личностно-ориентированные, так и традиционные, и сочетаю их между собой для достижения наиболее высоких результатов. Но из всего спектра технологий чаще всего использую технологию проектного обучения в сочетании и интеграции с информационными компьютерными технологиями, т. к., на мой взгляд, эта технология наиболее подходит для многих тем, где необходимо за короткое время освоить достаточно большой объём материала.

Целью проектной деятельности является создание учебного проекта, который можно определить, как «…интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования».

Цель моей работы: научить обучающихся: сотрудничать; приобретать знания самостоятельно; систематизировать полученную информацию; пользоваться приобретенными знаниями для решения конкретных задач; работать в разнообразных группах, выполняя разные социальные роли; пользоваться исследовательскими методами, уметь их анализировать с разных позиций; делать выводы и заключения; получить эффектный результат решения проблемы в процессе совместной деятельности.

В своей педагогической деятельности выделяю три основные формы проектов: монопредметные – выполняются в рамках учебного материала по одному предмету; межпредметные – интегрируют содержание нескольких учебных предметов; надпредметные — выполняются в рамках научно-студенческого общества.

Реализации поставленных целей и задач способствует: организация индивидуальной работы по подготовке к проектам, индивидуальный подход к обучающимся в урочной и внеурочной деятельности; организация проектов внеклассных мероприятий, применение на уроках дифференцированных заданий и оценивания.

В процессе обучения на уроках выделяю следующие формы работы проектной деятельности:

  • непосредственное применение проектной деятельности при изучения новых тем на уроках;
  • применение проектной деятельности для контроля знаний обучающихся на уроках;
  • применение проектной деятельности для организации самостоятельной работы.

Видя перед собой конкретную цель и способ её достижения через предлагаемое руководство по усвоению учебного материала, обучающиеся учится целеполаганию, планированию, организации, контролю и оценке своей деятельности, а также определяют уровень своих знаний, могут увидеть проблемы в знаниях и умениях

В ходе осуществления проектной деятельности учащихся оценивается сформированность универсальных учебных действий по определенным критериям:

  • четкость и ясность изложения задачи;
  • убедительность рассуждений;
  • последовательность в аргументации;
  • логичность и оригинальность
  • Качество наглядного представления работы:
  • использование рисунков, схем, графиков, моделей и других средств наглядной презентации;
  • качество текста (соответствие плану, оформление работы, грамотность по теме изложения, наличие приложения к работе).
  • Коммуникативные умения

Таким образом, за время урока удается комплексно развивать различные универсальные умения, причем поддерживая устойчивый интерес к предмету изучения за счет различной его презентации и элемента соревновательности между группами.

Учащиеся оживляются, активно включаются в учебный процесс. Повышается эффективность обучения, улучшаются учёт и оценка знаний обучающихся.

Усиливается эмоциональный фон обучения, формируется учебная мотивация учащихся. Уроки с использованием проектов становятся привычными для учащихся. А для преподавателей они становятся нормой работы.

Моя дальнейшая деятельность предполагает расширение работы в рамках новых информационных технологий, поиск и освоение новых сочетаний и интеграций технологий в целях повышения качества образования.

Применительно к профессиональному обучению, направленному на обеспечение потребности рынка труда, проектные технологии как нельзя лучше готовят обучающегося к самостоятельному поиску решений поставленных задач, так как социальный заказ общества на сегодня: формирование личности, способной к самоорганизации, саморазвитию, самосовершенствованию, социализации в обществе, адаптации на рынке труда. А метод проектов одна из наиболее эффективных технологий, позволяющих развивать широкий спектр компетентностей одновременно, а также прививать учащимся вкуса к творчеству и исследованиям. Материал, предлагаемый обучающимся в такой форме, запоминается намного лучше, чем на традиционных уроках, и в конечном итоге приводит к более высокому уровню усвоения предмета, способствует развитию креативности ребят через создание образовательных информационных продуктов, способствует психологическому росту личности, развитию навыков самообразования и самовоспитания. Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современное образование.

 

 

Литература

 

  1. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. М., 2000.
  2. Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология. М., 2000.
  3. Глухарева, О. Г. Влияние проектного обучения на формирование ключевых компетенций у учащихся старшей школы // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2014. — № 1. – С. 17-24
  4. Крылова Н.Б. Проектная деятельность школьников и новые задачи педагогов // Допол-нительное образование и воспитание. 2007. № 3.
  5. Лебедева Л.И., Иванова Е.В. Метод проектов в продуктивном обучении // Школьные технологии. 2002. № 2.
  6. Организация проектной деятельности учащихся: учебно-методическое пособие / сост. О.В. Брыкова. СПб., 2006.
  7. Обухов А.С. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения // Народное образование. 2001. № 10.
  8. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: пособие для учителей и студентов педагогических вузов. М., 2003.
  9. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петрова А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М., 2004.
  10. Романовская М.Б. Метод проектов в образовательном // Журнал для администрации школ. 2007. № 1.
  11. Савенков А.И. Творческий проект, или как провести самостоятельное исследование // Школьные технологии. 1998. № 4.
  12. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования // Народное образование. 2003. № 2

Post Author: admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *