приложение к билетам по естествознанию

Билет № 1

  1. Естественно-научный метод познания и его основные составляющие.

Галилео Галилей как один из основателей естественно-научного метода

познания.

  1. Прочитайте фрагмент из научно-популярной статьи и ответьте на

вопросы.

«Никто не знает, каковы будут последствия повышения атмосферной

концентрации углекислого газа: человечество проводит неуправляемый

эксперимент в масштабах планеты. Как известно, СО2 способствует

нагреванию атмосферы, что, в свою очередь, приводит к повышению уровня

Мирового океана и увеличению кислотности воды».

Вопрос 1. За счет чего повышается концентрация углекислого газа в

атмосфере?

Вопрос 2. Почему повышение концентрации СО2 способствует нагреванию

атмосферы, повышению уровня Мирового океана и увеличению кислотности воды?

Вопрос 3. В интересах ли человечества вовсе избавиться от присутствия углекислого газа в атмосфере?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Билет № 2

  1. Эксперименты или наблюдения, доказывающие атомно-молекулярное

строение вещества (2–3 примера). Характерные размеры атомов и

молекул.

  1. Прочитайте короткую газетную публикацию и ответьте на вопросы.

«Ученые из Японии распознали фермент, который заставляет людей

плакать, когда они режут лук. Удалив его, можно получить не раздражающий

глаза лук, который по вкусу не будет отличаться от настоящего.

Лук, на вкус не отличающийся от настоящего, но не раздражающий наши

глаза, – реальность, уверены исследователи из Японии. Они распознали

соединение, которое вызывает поток слез у того, кто режет лук. Оказалось, что

фермент слезоточивости – это аллиназа. В работе были использованы

новейшие генетические технологии и традиционные биохимические методы.

Исследователи утверждают, что создать генетически модифицированный

лук, в котором этот фермент отсутствует, будет несложно. Каждый, кто

когда-либо занимался генной инженерией, сможет вывести такой лук».

Вопрос 1. Что такое фермент?

Вопрос 2. Почему устранить фермент из лука можно средствами генной

инженерии?

Вопрос 3. В чем, на ваш взгляд, должно состоять в этом случае генно_

инженерное воздействие: в удалении гена из ДНК лука, в добавлении но_

вого гена, в замене одного гена на другой?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Билет № 3

  1. Взаимосвязь электрических и магнитных явлений. Опыты Эрстеда, Ампера и Фарадея.
  2. На рисунке изображен график зависимости смертности куколок яблоневой плодожорки от двухфакторов: влажности и температуры. Внимательно изучите его и ответьте на вопросы.

Вопрос 1. Определите, какой фактор будет ограничивающим в точке с координатами:

1) влажность – 20%; темпера_ тура – 25 °С;

2) влажность – 80%; темпера_ тура – 2 °С;

3) влажность – 80%; темпера_тура – 40 °С.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Билет № 4

  1. Свет как электромагнитная волна. Эксперименты, демонстрирующие

волновые свойства света.

  1. Прочитайте фрагмент из научно-популярной статьи и ответьте на

вопрос.

«Кукуруза недавно была подвергнута в ряде компаний генетической

модификации (генно-инженерному воздействию), в результате чего она

приобрела способность вырабатывать белок Bt, который в природе произ_

водится почвенной бактерией Bacillusthuringiensis. Когда личинка европей_

ского сверлильщика кукурузы (таково название специфического вредителя)

съедает этот белок, повреждаются ее кишечные стенки, вследствие чего

гусеница погибает от голода. Такая трансгенная кукуруза дает прирост

урожая в 5–10% по сравнению с обычной кукурузой».

Вопрос 1. С какой целью кукуруза была подвергнута генетической моификации?

Вопрос 2. Каков оказался результат этого генно-инженерного воздействия?

Вопрос 3. Опишите в общих чертах, в чем состоит генно-инженерная

операция, приводящая к тому, что растение начинает вырабатывать вещество,

которое в естественных условиях производится бактерией.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Билет № 5

  1. Явление фотоэффекта и квантовая теория света Эйнштейна.
  2. На рисунке изображены опыты английского священника С. Хейлза. Ответьте на вопросы по этому рисунку.

 

Вопрос 1. Какой факт обнаруживается в этих опытах?

Вопрос 2. Какую гипотезу (или гипотезы) выпредложили бы для объяснения этого факта?

Вопрос 3. Какие эксперименты вы стали бы проводить для проверки вашей гипотезы

(или гипотез)?

 

 

 

 

Билет № 23

  1. Виды радиоактивных излучений и способы защиты от них.
  2. Объясните, почему механизм естественного отбора эволюции не мог

бы работать, если бы:

а) все особи внутри вида были абсолютно одинаковы;

б) потомство не было похоже на своих родителей;

в) все потомство выживало и давало свое потомство;

г) все особи были в равной степени приспособлены к своей среде

обитания.

 

 

 

 

 

 

Билет № 6

  1. Квантовый характер излучения и поглощения света атомом. Модель

атома Бора.

  1. Прочитайте фрагменты из научно-популярной статьи и ответьте на

вопросы.

«На совещании, проходившем в ноябре 2003 г. с участием министров-энергетики 14 стран и представителей ЕС, министр энергетики США Спенсер Абрахам заявил, что внедрение водородного топлива совершит революцию в энергетике. Ежедневно 200 млн американских автомобилей потребляют 2/3 от 20 млн баррелей нефти, перерабатываемой в США. В такой ситуации водородное топливо поможет избавить общество от энергетических проблем».

«По своей эффективности двигатель с водородными топливными бата_

реями в два раза превосходит двигатель внутреннего сгорания. В процессе

его работы в атмосферу выбрасывается чистая вода».

«У водородных топливных батарей есть ряд преимуществ. Во-первых,

во время эксплуатации они не загрязняют окружающую среду. Во-вторых,

водород в чистом виде может быть получен из различного сырья, в отличие

от угля, который добывают из природной среды, или дизельного топлива,

образующегося при переработке нефти».

Вопрос 1. В чем состоят основные выгоды использования двигателей

с водородными топливными батареями?

Вопрос 2. На какой химической реакции основан способ получения

энергии из водородного топлива?

Вопрос 3. Почему эксплуатация автомобильных двигателей с водородными

топливными батареями не приводит к загрязнению окружающей

среды?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Билет № 7

  1. Образование и эволюция звезд.
  2. Прочитайте фрагмент из газетной публикации и ответьте на вопросы.

«Один из возможных вариантов производства энергии на

Луне – солнечные преобразователи и передача полученной энергии на Землю в виде

сконцентрированного луча с длиной волны 10–12 см, который без потерь

проходит через атмосферу. Когда-то нобелевский лауреат Петр Капица

рассчитывал размеры солнечных батарей для эффективной генерации

электроэнергии. Нобелевский лауреат Николай Семенов говорил о том, чтоименно

на Луне заработает первая внеземная электростанция, которая

закроет своими солнечными батареями весь лик нашего спутника.

С тех пор КПД полупроводников вырос неимоверно, и уже не требуются

панели размером в десятки миллионов квадратных километров. Впрочем,

Капица предвидел и это:«Электроника повторит историю электротехники.

Во времена моей молодости электротехника использовалась как средство

связи (телеграф, световая сигнализация), а потом пришла в энергетику. То

же будет и с электроникой. От передачи информации (радио, телевидение)

она тоже придет в энергетику». Современные приемные антенны для сигнала

 с Луны будут иметь форму эллипса и размер 8 на 10 км».

Вопрос 1. На каком физическом явлении основано действие солнечныхбатарей?

Вопрос 2. Что означает упоминаемый в публикации КПД полупроводников?

Вопрос 3. Почему производить энергию на Луне с помощью солнечных

батарей и затем передавать ее на Землю может быть выгоднее, чем тем

же способом производить ее сразу на Земле?

 

 

 

 

 

 

 

Билет № 8

  1. Формирование Солнечной системы (возможный «сценарий»).
  2. Прочитайте фрагмент из газетной публикации и ответьте на вопросы.

«Об использовании независимых источников энергии думают во многих европейских странах. Стремительно развивающееся глобальное потепление дает новый и очень сильный толчок этой мысли. Еще бы, ведь если концентрация углекислого газа из-за сжигания ископаемого топлива в атмосфере планеты будет и дальше расти теми же темпами, то многие живущие ныне люди успеют застать погружение на дно морское из-за повышения уровня океана не только Голландии с ее дамбами и каналами, но и

обширных областей Франции, Германии и Испании.

Именно на развитие альтернативной энергетики (использование энергии Солнца, ветра и др.) направлена европейская программа «Альтенер», которая началась в 1992 году. Цель одного из проектов в рамках этой программы – оснастить системы кондиционирования солнечными батареями. Проблема возникла не на пустом месте. В отличие от России на

большей части Европы, особенно Южной, приходится бороться не с холодом, а с теплом. Высокий уровень жизни европейцев требует и высокой

степени комфорта. Поэтому количество кондиционеров в домах растет очень

быстро. Стало быть, растет и потребление ими энергии. А вместе с энергией растут и выбросы углекислого газа от ее получения. Ученые подсчитали, что если кондиционеры только в двух процентах новых европейских офисов питать от альтернативного источника, то в атмосферу не будет выбрасываться 27 тысяч тонн углекислого газа в год».

Вопрос 1. Каким образом проблема глобального потепления связана с

концентрацией углекислого газа в атмосфере?

Вопрос 2. Почему работа кондиционеров от традиционных источников

энергии способствует увеличению концентрации углекислого газа в атмосфере,

а от альтернативных не способствует?

Вопрос 3. На каком физическом явлении основано действие солнечных батарей?_

 

 

 

 

 

 

 

 

Билет № 9

  1. Периодическая система Д.И. Менделеева как выражение зависимости

свойств химического элемента от строения электронной оболочки атома.

  1. Прочитайте фрагмент из научно-популярной статьи и ответьте на

вопросы.

«На всех этапах получения и использования любого топлива возникают

потери части его первоначальной энергии. Первый этап, который подразумевает

 потери при производстве и транспортировке, инженеры называют

«до хранилища». Для нефти, начиная со стадии ее добычи, переработки,

получения бензина и его транспортировки на бензозаправочную станцию,

эти потери составляют 21%. Второй этап называется «от бака до колес». Он

начинается с заправки автомобиля и заканчивается, когда автомобиль

трогается с места. В итоге 85% первоначальной энергии используется

впустую».

Вопрос 1. В тексте говорится о потерях энергии. Объясните, почему эти

потери не означают нарушения закона сохранения энергии.

Вопрос 2. Объясните, почему в этом тексте фактически «скрывается» и

другой фундаментальный закон природы: о необратимом характере тепло_

вых процессов (2_е начало термодинамики).

Вопрос 3. На каком из этапов больше возможностей сократить потери

энергии? Какие меры для этого нужно предпринять?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Билет № 10

  1. 1. Природа химической связи и ее основные типы. Зависимость строения и

свойств кристаллических веществ от типа химической связи между

атомами.

  1. Прочитайте короткую научно-популярную публикацию и ответьте на

вопросы.

«ГИСТАМИН И БОДРСТВОВАНИЕ

Гистамин, известный главным образом как гормон, опосредующий

развитие аллергического воспаления, насморка, слезотечения и сужения

дыхательных путей, участвует и в поддержании головного мозга в состоянии

бодрствования. Нервные клетки, одновременно содержащие гистамин, нор_

адреналин и серотонин, активны во время бодрствования и «замолкают» во

время сна. Для того чтобы выяснить, какую роль эти химические вещества

играют в развитии бессознательного состояния и падении мышечного то_

нуса во время сна, ученые обратили внимание на нарколептических собак,

для которых характерны приступы каталепсии – состояния, когда животное

продолжает бодрствовать, но его тело обмякает, как во сне. Обнаружено, что

в период каталепсии активность гистамина остается высокой, а норадрена_

лина и серотонина падает до минимального уровня. Ученые пришли к вы_

воду, что гистамин связан с поддержанием бодрствования, а норадреналин

и серотонин – мышечного тонуса. Результаты исследования, по их мнению,

могут использоваться для создания снотворных или тонизирующих ле_

карств, а также помогут объяснить возникновение сонливости после приема

антигистаминных препаратов».

Вопрос 1. На основании чего был сделан вывод о том, что все три

гормона – гистамин, норадреналин и серотонин – играют роль в возникновении

состояния сна?

Вопрос 2. Какие два признака определяют состояние сна?

Вопрос 3. Как удалось обнаружить, с каким из этих признаков связаны

норадреналин и серотонин, а с каким – гистамин?

 

 

Билет № 11

  1. 1. Зависимость физических и химических свойств веществ от структуры

молекул (на примере ряда углеводородов).

  1. Прочитайте заключительный фрагмент из книги Ч. Дарвина «Происхождение

видов путем естественного отбора, или Сохранение благоприятных рас в борьбе

за жизнь» и ответьте на вопросы.

«Любопытно созерцать густо заросший берег, покрытый многочислен_

ными, разнообразными растениями, птиц, поющих в кустах, насекомых,

порхающих вокруг, червей, ползающих в сырой земле, и думать, что все эти

прекрасно построенные формы, столь отличающиеся одна от другой и так

сложно одна от другой зависящие, были созданы благодаря законам, еще

и теперь действующим вокруг нас. Эти законы в самом широком смысле –

Рост и Воспроизведение, Наследственность, почти необходимо вытекающая

из Воспроизведения, Изменчивость… Прогрессия размножения, столь вы_

сокая, что она ведет к Борьбе за жизнь и ее последствию – Естественному

отбору, влекущему за собой Расхождение признаков и Вымирание менее

совершенных форм. Таким образом, из войны природы, из голода и смерти

непосредственно вытекает самый высокий результат, какой ум в состоянии

себе представить, – образование высших животных».

Вопрос 1. Составьте список основных понятий, с помощью которых

Ч. Дарвин раскрывает содержание своего учения.

Вопрос 2. Изобразите логическую цепочку (в виде схемы), связав от_

меченные ученым причины и следствия.

Вопрос 3. Какие наблюдаемые факты должна в итоге объяснить эта

схема?

 

 

 

 

 

 

Билет № 12

  1. Условия протекания и основные типы химических реакций.
  2. Прочитайте короткую научно-популярную публикацию и ответьте на

вопросы.

«ГЕННАЯ ИНЖЕНЕРИЯ ВМЕСТО ГИМНАСТИКИ

Кто бы отказался заменить часы изматывающих тренировок таблеткой?

Скоро это станет возможным: биохимики выявили механизм ускорения

процесса обмена веществ, а, следовательно, и избавления от лишнего веса.

Ключевую роль в процессе играет белок PPAR_delta. Р. Эванс из Ин_

ститута биологических исследований (Калифорния) открыл, что данный

белок регулирует работу генов, отвечающих за распад жиров в организме,

и показал, что активация протеина PPAR_delta ускоряет метаболизм, в

результате чего сжигается больше жира. Для того чтобы проверить гипотезу, Эванс с коллегами создали генетически измененную мышь, в мускулатуре которой было больше, чем у обычных мышей, белка PPAR_delta.

Получая в течение 13 недель питание с высоким содержанием жиров и

калорий, трансгенные мыши набрали только треть привеса от нормы, и их

вес не увеличивался даже при ограничении подвижности.

Результаты исследований показывают, что белок PPAR_delta изменяет

состав скелетных мышц мышей. По сравнению с контрольной группой__

мышцы трансгенных особей содержат удвоенное количество «медленных»

волокон (превращающих жир в энергию и отвечающих за продолжительную

активность).

Согласно данным, полученным Эвансом, генетически измененные мыши

ведут себя как прирожденные спортсмены. Они пробегали 1800 м за 2,5

часа, т.е. в два раза больше, чем обычные. «Марафонцы» более выносливы,

чем их обычные собратья. Р. Эванс считает, что в результате исследований

могут быть созданы препараты, заменяющие физическую нагрузку».

Вопрос 1. В чем состояла гипотеза, которую стал проверять Р. Эванс?

Вопрос 2. Что стало результатом применения генной инженерии в

данных исследованиях?

Вопрос 3. К каким изменениям привело избыточное содержание белка

PPAR_delta у мышей?

Билет №13

  1. Скорость химической реакции. Эксперименты и наблюдения,

демонстрирующие зависимость скорости химической реакции от температуры и

катализаторов.

  1. Прочитайте короткую газетную публикацию и ответьте на вопросы.

«Американские исследователи установили, что существует связь между

курением и чертами характера.

В проведенном учеными эксперименте участников разделили на две

группы по результатам психологических тестов. В первую попали те, чьими

характерными чертами оказались злоба, агрессия и беспокойство, во вторую – не обладающие этими качествами вовсе либо те, у кого они выражены чрезвычайно слабо. Среди тех и других были и курильщики, и не курильщики. Одним представителям обеих групп дали дозу никотина в 3,5 или 21 миллиграмм, другим – плацебо. Затем с помощью сканера наблюдали за активностью мозга испытуемых. Выяснилось, что мозг добровольцев из второй группы никоим образом

на никотин не реагировал. А вот мозг испытуемых из первой группы давал

ярко выраженный ответ. Причем курильщики прореагировали в основном

на большую дозу никотина, некурящие – на обе. Тот факт, что мозг не курильщиков

«агрессоров» столь активно реагировал на никотин, по мнению

авторов, является первым зафиксированным биологическим свидетельством «вины» мозга в никотиновой зависимости».

Вопрос 1. Зачем части испытуемых давали плацебо (т.е. таблетку, или

порошок, точно того же вида, что и таблетка с никотином, но содержащую

лишь какой-то нейтральный, безвредный наполнитель)?

Вопрос 2. Как вы думаете, почему курильщики из первой группы реагировали лишь

на большую дозу, а некурящие – на обе?

Вопрос 3. Как вы понимаете вывод, который сделали исследователи?

Согласны ли вы с ним?

 

 

 

 

 

 

 

 

Билет № 14

  1. Обмен веществ и превращение энергии в клетке.
  2. Прочитайте фрагмент из газетной публикации и ответьте на вопросы.

«Мировой энергетический кризис – это ясно как день – неизбежен.

Пессимисты говорят о том, что уже через 20 лет дефицит нефти и газа__возьмет человечество за горло. Оптимисты называют 50 лет. Разница невелика. После нас хоть потоп – так современные политики уже не рассуждают.

Вариант с развитием атомной энергетики перспективен, но это временная

мера. Атомная энергетика также зависит от ограниченных запасов урана и,

кроме того, наносит своими радиоактивными отходами экологический удар

по окружающей среде. Еще хуже для экологии уголь. Всякие ветряки, солнечные батареи, геотермальные источники – это экзотика, в сумме не выше 1%

мирового энергопотребления. Остается термоядерная энергия.

Сегодня все мировые авторитеты едины в том, что именно термоядерная энергия способна вырвать цивилизацию из лап энергетического голо_

да. Термояд – это неистощимый источник энергии, по существу, второе

Солнце. И это экологически чистый, если не считать эмиссионных нейтронов, источник. Лучшее термоядерное топливо – изотоп гелий_3. На Земле

этого изотопа практически нет, приходится работать с дейтерием. На Луне

гелий можно черпать ведрами. Одного загруженного сжиженным гелием

шаттла хватит на обеспечение энергопотребления США на целый год, двух

шаттлов – на годовое обеспечение всей планеты.

– Быть может, самый перспективный путь решения глобальной энергетической проблемы связан с использованием гелия_3 в термоядерном синтезе, с его добычей и доставкой

с Луны, – говорит академик Галимов. – Уже сегодня этот способ был бы экономически более выгодным, чем использование горючих ископаемых или урана, если бы была готова техно_

логия термоядерного синтеза и соответствующая инфраструктура».

Вопрос 1. Что такое термоядерная энергия?

Вопрос 2. Каковы преимущества термоядерной энергии перед другими

источниками энергии?

Вопрос 3. Каков может быть экономический смысл освоения Луны?

 

 

 

 

Билет № 15

  1. Строение молекулы ДНК. Ген.
  2. В результате исследований, в которых пытались определить, существует ли связь между курением и смертностью от рака легких, была получена следующая диаграмма.

На ней показано соотношение между риском смерти от рака легких в том или ином

возрасте и количеством сигарет, выкуриваемых человеком за день.

 

 

Вопрос 1. Какие выводы вы могли сделать на основании этой информации?

Вопрос 2. Как риск умереть от рака легких зависит от возраста?

Вопрос 3. Можно ли утверждать только на основании этих данных, что

человек, выкуривающий не больше пяти сигарет в день, рискует больше,

чем вообще не курящий человек?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Билет № 16

  1. 1. Биологическая эволюция. Механизм естественного отбора, роль наследственности и изменчивости в эволюции.
  2. Традиционно считается, что избыточный вес сопряжен с развитием

хронических заболеваний и что «эпидемия ожирения» угрожает здоровью населения

На диаграмме приведены данные о количестве людей, страдающих ожирением в некоторой стране, а на графике

– данные о смертности от ряда заболеваний в той же стране.

 

Вопрос 1. Можно ли утверждать на сновании этих данных, что ожирение

увеличивает риск смерти от указанных заболеваний?

Вопрос 2. Можно ли утверждать на основании этих данных, что ожирение

не изменяет или даже снижает риск смерти от этих заболеваний?

Вопрос 3. Позволяют ли эти данные утверждать, что число людей,

страдающих ожирением, не может определяться только генетическими фак-

торами?

 

 

Билет № 17

  1. Экосистема. Взаимосвязь компонентов экосистемы (на ряде примеров).
  2. Известно, что железо ржавеет тем быстрее, чем выше влажность и

температура воздуха, в котором находится железный предмет.

Вопрос 1. Как бы вы построили исследование, для того чтобы выявить

характер зависимости скорости ржавления от каждого из этих факторов в

отдельности?

Вопрос 2. Почему эти факторы влияют на скорость ржавления железа?

 

 

Билет № 18

  1. Биосфера. Биоразнообразие как условие сохранения устойчивости

биосферы.

  1. Невозможно заранее предсказать, в какой момент времени произой_

дет распад отдельно взятого радиоактивного атома, кто именно из мужчин

(или женщин) в нашей стране встретит сегодня человека, который затем

станет его (ее) женой (мужем), какой именно автомобиль в городе попадет

сегодня в ДТП. Тем не менее каждый из этих вероятностных процессов

поддается количественному описанию.

Предложите количественные способы описания:

а) радиоактивного распада огромного количества изотопов одного

вида;

б) «результативных» знакомств, т.е. знакомств, заканчивающихся браком;

в) количества ДТП в городе.

Кому могли бы быть полезны такие данные?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Билет № 19

  1. Закон сохранения энергии. Процессы преобразования энергии в

живой и неживой природе (на ряде примеров).

  1. Прочитайте фрагмент из газетной публикации и ответьте на вопросы.

«Изучение однояйцевых, или монозиготных, близнецов – отнюдь не

околонаучное развлечение, которое услаждает тягу к парадоксам и будоражит изнуренное сухими теоремами воображение. При видимой легкомысленности- это важное для науки направление. Ибо на примере однояйцевых

близнецов ученые могут приблизиться к ответу на принципиальный вопрос

о том, как соотносятся наследственность и факторы среды.

Рожденные в 1933 году на Тринидаде близнецы Оскар и Джек с младенчества, после развода родителей, не видели друг друга. Только в 1979

году братья встретились. В аэропорту они легко узнали друг друга: оба

были в очках в толстой роговой оправе и голубых рубашках с погончиками,

оба носили коротко постриженные усы. У Оскара и Джека обнаружилось

сходство даже в бытовых привычках. Оба, едва зайдя в туалет, нажимали

на кнопку смыва. Оба носили одинаковые браслеты на запястье. Оба пред_

почитали обедать в ресторане в полном одиночестве. Оба любили макать

тост в кофе, читали журнал с конца и в присутственных местах пугали

окружающих громким чиханием. Оба имели одинаковую походку и манеру

сидеть, говорили с одной скоростью, хотя Оскар знал только немецкий,

Джек – только английский».

Вопрос 1. В чем состоит близнецовый метод исследования?

Вопрос 2. Почему именно на примере однояйцевых близнецов ученые

могут лучше понять, как в индивидуальности человека соотносятся наследственность и факторы среды?

Вопрос 3. Какой вывод вы бы сделали на основании описанного сходства в привычках между Оскаром и Джеком?

 

 

 

 

 

 

 

Билет № 20

  1. Вирус. Механизм воздействия вируса на клетку. Средства борьбы

против вирусных заболеваний.

  1. Прочитайте фрагмент сообщения в Интернете и ответьте на вопросы.

«В понедельник американские астрономы заявили, что формирование

планет происходит в несколько иных условиях, чем считалось ранее, сооб_

щается на сайте газеты NewYorkTimes. Поводом для такого заявления

стали наблюдения за зарождающимися звездами и газовыми облаками

вокруг них, сделанные в инфракрасном диапазоне с помощью космического

телескопа Spitzer. Согласно общепринятой теории, протозвездное облако,

состоящее из газа, сжимается под действием собственной гравитации.

Постепенно в его центре нарастает плотность, что приводит к термоядер_

ным реакциям и образованию звезды, а на периферии формируются

пылевые облака в форме тора. В результате их охлаждения и постепенного

слипания пыли в крупные тела в течение нескольких миллионов лет и об_

разуются планеты.

Однако, по словам ученых, большую роль в формировании планет иг_

рает медленное слипание не пыли, а тел астероидных размеров, которые

также образуются из пылевых облаков. Причем процесс возникновения

планет идет гораздо медленнее, чем предполагалось ранее, до нескольких

сотен миллионов лет».

Вопрос 1. В чем, если судить, по этому сообщению, состоят главные

расхождения между общепринятой теорией и новыми данными?

Вопрос 2. С какой знакомой вам теорией образования Солнечной системы в общих чертах согласуются как «общепринятая теория», так и новые

наблюдения, упомянутые в сообщении?

Вопрос 3. Почему, на ваш взгляд, наблюдения за газовыми облаками

были сделаны именно в инфракрасном диапазоне?

 

 

 

 

 

Билет № 21

  1. Молекулы полимеры и свойства материалов из искусственных полимеров.
  2. Прочитайте фрагмент из газетной публикации и ответьте на вопросы.

«Применение клеточных и тканевых технологий окружено, с одной сто_

роны, немалым количеством скандалов, с другой – молчанием, а точнее –

нежеланием ученых_экспериментаторов распространяться о своих работах.

Ведь до недавнего времени основным материалом для получения стволовых

клеток служили ткани плода, полученные в результате аборта.

Соблазн заменить больные клетки здоровыми и тем самым вылечить

человека настолько велик, что попытки сделать это начались задолго до

того, как ученые досконально изучили строение и жизнь самой клетки.

После того как эти знания появились, он стократ возрос. Поначалу самые

радужные надежды наука связывала с эмбриональными стволовыми клет_

ками. Они образуются в зародыше на 8–10_е сутки развития. Именно из

них, наделенных невероятным потенциалом развития, потом получаются все

остальные клетки человека. Но для того чтобы использовать столь универ_

сальные клетки в лечебных целях, надо было научиться размножать и со_

хранять их в первоначальной стадии сколь угодно долго. Эта задача оказа_

лась невероятно сложной – требовались идеально выдержанная в сотых

долях градуса постоянная температура, особые электромагнитные поля,

другие параметры, которые существующими методами еще невозможно

измерить».

Вопрос 1. В чем состоит уникальная особенность стволовых клеток? (В

ответе постарайтесь использовать понятие «дифференциация клеток».)

Вопрос 2. На чем основано возможное лечебное действие стволовых

клеток?

Вопрос 3. Каковы основные проблемы использования эмбриональных

стволовых клеток?

 

 

 

 

 

 

Билет № 22

  1. Явление электромагнитной индукции и его использование для полу_

чения электроэнергии.

  1. Прочитайте фрагмент из работы философа XIX в. Ф. Энгельса и

ответьте на вопросы.

«…Естествознание… превратилось из эмпирической науки в теорети_

ческую, становясь при обобщении полученных результатов системой мате_

риалистического познания природы… решающее значение имели здесь

три великих открытия.

Первым из них было доказательство превращения энергии…

Вторым – хотя по времени и более ранним – открытием является

открытие Шванном и Шлейденом органической клетки как той единицы, из

размножения и дифференциации которой возникли и вырастают все орга_

низмы, за исключением низших. Только со времени этого открытия стало

на твердую почву исследование органических, живых продуктов природы –

как сравнительная анатомия и физиология, так и эмбриология. Покров

тайны, окутывавший процесс возникновения и роста и структуру организ_

мов, был сорван. Непостижимое до того времени чудо предстало в виде__процесса, происходящего согласно тождественному для всех многоклеточ_

ных организмов закону. Но при всем том оставался еще один существенный пробел. Если все

многоклеточные организмы… вырастают каждый из одной клетки по закону

клеточного деления, то откуда же проистекает бесконечное разнообразие

этих организмов? На этот вопрос ответ дало третье великое открытие –

теория развития, которая в систематическом виде была разработана и

обоснована Дарвином.

Благодаря этим трем великим открытиям основные процессы природы

объяснены, сведены к естественным причинам».

Вопрос 1. В чем, по Ф. Энгельсу, состоит вклад клеточной теории в

материалистическое понимание природы?

Вопрос 2. Какова, по Ф. Энгельсу, связь между клеточной теорией и

дарвинизмом?

Вопрос 3. Почему только после разработки клеточной теории стали «на

твердую почву» такие биологические науки, как сравнительная анатомия,

физиология, эмбриология

 

Билет № 24

  1. Реакции ядерного деления и ядерного синтеза. Возможность их

использования в энергетике.

  1. Для проведения исследований, проверяющих различные гипотезы,

часто необходимо иметь экспериментальную и контрольную группы. По

какому принципу вы отберете эти две группы для проведения тех исследо_

ваний, которые описаны ниже? Какие условия, параметры для обеих групп

должны при этом поддерживаться одинаковыми, чтобы выводы, сделанные

на основании полученных данных, были максимально достоверны?

а) надо выяснить, снижается ли риск простуды, если принимать более

3 г витамина С в день;

б) надо выяснить, ухудшается ли ночной сон, если пить кофе по вече_

рам;

в) надо выяснить, уменьшают ли домашние животные риск стрессов

для своих хозяев.

 

 

Билет № 25

 

  1. 1. 2_е начало термодинамики. Эксперименты или наблюдения, демонстрирующие

необратимый характер тепловых процессов.

  1. В апреле 1990.. г. в Московском регионе в течение многих дней

наблюдалась аномально жаркая погода, когда температура на несколько

градусов превышала норму для этого месяца и достигала 25 °С. В СМИ

предлагались различные объяснения этого явления. Вот некоторые из них:

а) изменился угол наклона земной оси к плоскости орбиты;

б) солнце стало излучать больше энергии;

в) проявилось действие парникового эффекта;

г) столь высокая температура – редкое явление, однако и обычные

атмосферные процессы могут привести к такому результату.

Предложите способы, с помощью которых можно было бы достаточно

быстро проверить (а возможно, и опровергнуть) эти гипотезы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИТОГОВЫЙ ТЕСТ ПО ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ ЗА КУРС 10 КЛАСАСЕРИЯ А

А1. Наука – это особый вид человеческой деятельности, главным приоритетом которого является получение:

1) практических навыков 2)нового знания 3)новых гипотез 4)доказательств

А2. Исследование каких-либо явлений путём создания новых условий, соответствующих целям исследования, или же изменение течения процесса в нужном

направлении это –

1) наблюдение 2)созерцание 3)эксперимент 4)системный подход

А3. Предположение, которое нужно проверить экспериментально:

1) теория 2)факт 3)параметр 4)гипотеза

А4. Выведение умозаключений от общего к частному, переход от причины к следствиям:

1)индукция 2)систематика 3)дедукция 4)методология

А5. Система уравнений, описывающая исследуемые процессы или явления:

1)математическая модель 2)теоретическая модель 3)компьютерная модель 4)материальная модель

А6. Объекты, имеющие гигантские размеры и удалённые от нас на огромные расстояния:

1) макромир 2) мегамир 4) микромир

А7. При непрерывном описании некоторого протяжённого объекта используют понятие:

1)поле 2)частица 3)параметр 4)материальная точка

А8. Гравитационное и электромагнитные взаимодействия являются:

1)дальнодействующими 2)близкодействующими 3)фундаментальными 4)нефундаментальными

А9.Цвет определяется длиной:

1)поглощённой волны 2)отраженной волны 3)преломлённой волны 4)теплового излучения

А10. Электромагнитная волна излучается и поглощается порциями –

1) квантами 2) кварками 3) фотонами 4) фотоэффектами

А11. Уровень биополимеров, сложных макромолекул, которые присущи только биологическим организмам, называют:

1)онтогенетическим 2)экосистемным 3)популяционно-видовым 4)молекулярно-генетическим

А12. Организмы, не имеющие оформленного ядра, относят к:

1) эукариотам 2)прокариотам 3)бактериям 4)вирусам

А13. Деление, в ходе которого дочерние клетки получают точные копии генетического материала родительской клетки, называют:

1)митоз 2) мейоз 3)партеногенез 4)гаметогенез

А14 Гетеротрофные организмы, обеспечивающие разложение органических соединений:

1) продуценты 2) консументы 3) редуценты4)фитофаги

А15. Молекула – главный переносчик энергии в клетке:

1) АТФ 2)ДНК 3)РНК 4)НАДФ

А16. Процесс, в ходе которого энергия солнечного света преобразуется в энергию химических связей органических соединений:

1)фотосинтез 2)фотолиз 3)хемосинтез 4)гликолиз

А17. Лёд, вода и водяной пар – это одно вещество в разных ……………. состояниях:

1)температурных 2)агрегатных 3)молекулярных 4)энергетических

А18. Процессы, при которых происходит переход от неупорядоченного состояния к структурированному состоянию, называют:

1)саморазрушения 2)самовосстановления 3)самоорганизации 4)самоуправления

А19. Малые случайные возмущения, неоднородности:

1)флуктуации 2)бифуркации 3)автоколебания 4)открытые системы

А20 Деление клеток, в ходе которого число хромосом уменьшается до гаплоидного набора (1n), называют:

1)митоз 2) мейоз 3)партеногенез 4)гаметогенезА21. Онтогенез – это:

1)индивидуальное развитие 2)дробление 3)гаструляция 4)апоптоз

А22. Наружный слой зародыша – это:

1)мезодерма 2)энтодерма 3)эктодерма 4)нейрула

А23. Огромные космические звёздные системы – это:

1)созвездия 2)галактики 3)протозвёзды 4)Вселенная

А24 Массивные звёзды на последней стадии своей эволюции становятся нейтронными звёздами или:

1)черными дырами 2)нормальными звёздами 3)белыми карликами 4)протозвёздами

А25. Приспособление организма к конкретным условиям среды:

1)естественный отбор 2)адаптация 3)искусственный отбор 4)изменчивость

В1. Какие методы познания относят к теоретическим:

А) наблюдение

Б) анализ

В) эксперимент

Г) систематизация

Д) моделирование

Е) измерение

В2. Расположи в правильной последовательности:

А)чёрная дыра

Б)протозвезда

В)нормальная звезда

Г)белый карлик

Д)красный гигант

 

Post Author: admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *